Мумбаи, ранее Бомбей, город, столица штата Махараштра на юго-западе Индии. Это финансовый и коммерческий центр страны и ее основной порт на Аравийском море. Исследуйте Мумбаи, самый многонаселенный город и финансово-торговый центр страны.
Расположенный на побережье штата Махараштра, Мумбаи является самым населенным городом Индии и одним из самых крупных и плотно населенных городских районов в мире. Он был построен на месте древнего поселения и получил свое имя от местной богини Мумбы - формы Парвати, супруги Шивы, одного из главных богов индуизма, чей храм когда-то стоял в юго-восточной части города. В период британской колонизации его стали называть Бомбей, возможно, английская коррупция слова Мумбаи или, возможно, Бом Бам («Хорошая гавань»), предположительно португальское название местности. Официально название Мумбаи было восстановлено в 1995 году, хотя Бомбей остался общеупотребительным.
![](images/gallery/blog/mumbai1.jpg)
Мумбаи, долгое время был центром хлопчатобумажной промышленности Индии, впоследствии развил разнообразный производственный сектор, включая все более важный компонент информационных технологий (ИТ). Кроме того, многочислены коммерческие и финансовые учреждения города и Мумбаи является финансовым центром страны. Однако, город страдает от ряда проблем, характерных для многих крупных расширяющихся промышленных городов: загрязнения воздуха и воды, широкие участки низкосортного жилья и перенаселенность. Последняя проблема усугубляется физическими ограничениями местонахождения города на острове. Площадь около 239 квадратных миль (619 квадратных километров). Население - 11 978 450 человек; городской агломерат - 16 434 386 человек.
Ландшафт Мумбая
Городская местность Мумбаи
Город Мумбаи занимает место на полуострове острова Бомбей, который изначально состоял из семи островков, расположенных у побережья Конкан на западе Индии. С 17 века островки были соединены благодаря системе дренажа, восстановлению земель и строительству путепроводов и волноломов, создавая остров Бомбей. На востоке от острова находятся спокойные воды гавани Мумбаи (Бомбей). Остров Бомбей представляет собой низменную равнину, около четверти которой расположена ниже уровня моря; равнина ограничена с востока и с запада двумя параллельными хребтами низких холмов. Колаба Пойнт, мыс на крайнем юге, образованный более длинным из этих хребтов, защищает Мумбайскую гавань от открытого моря.
![](images/gallery/blog/gateway-monument-india-entrance-mumbai-harbour-coast.jpg.webp)
Западный хребет простирается до Малабарского холма, который возвышается на 180 футов (55 метров) над уровнем моря и является одной из самых высоких точек Мумбаи. Между Колаба Пойнтом и Малабарским холмом расположена мелкая экспансия Задней бухты. На небольшой полосе земли между головой Задней бухты и гаванью расположен район Форт, местоположение 17-вековых британских укреплений (мало что осталось до наших дней) внутри и вокруг которых город расширился; этот район сейчас в основном занимают государственные и коммерческие офисы. С Задней бухты земля тянется на север до центральной равнины. Крайне северный сегмент Мумбаи занят обширной солончаковой отмелью.
Старый город охватывал около 26 квадратных миль (67 квадратных километров) и простирался от мыса Колаба на южном конце острова Бомбей до районов, известных как Махим и Сион, на его северном побережье. В 1950 году Бомбей расширился на север, объединив в себе большой остров Салсет, который был соединен с островом Бомбей мостом. К 1957 году в состав Большого Мумбаи - мегаполиса, окружающего остров Бомбей и сам город, вошли несколько пригородных муниципальных округов и некоторые соседние деревни на острове Салсет. С тех пор Большое Мумбаи продолжает расширяться.
Природа Мумбаи
Природная красота Мумбаи не имеет себе равных среди большинства других городов региона. Вход в гавань Мумбаи с моря открывает великолепную панораму, открывающую вид на горы - Западные Гаты на материке. Просторная гавань, усеянная островами и устланная белыми парусами бесчисленных судов, обеспечивает надежное убежище для кораблей, особенно во время штормов на побережье. Самым большим островом в гавани является Элефанта, который славится своими храмами-пещерами, построенными в 8-9 веках.
![](images/gallery/blog/housing-mumbai-maharashtra-india.jpg.webp)
Типичными деревьями в городе являются кокосовые пальмы, манговые деревья, тамаринды и баньяновые деревья. В прошлом Салсет был местом обитания диких животных, таких как тигры, леопарды, шакалы и олени, но их уже там не встретишь. Теперь животный мир состоит из коров, быков, овец, коз и других домашних видов, а также обезьян. Птицами населяются стервятники, голуби, павлины, журавли и утки.
Климат Мумбаи
Климат Мумбаи теплый и влажный. Есть четыре сезона. С прохладной погодой с декабря по февраль и жаркой погодой с марта по май. Дождливый сезон, который приносят муссоны с юго-запада, длится с июня по сентябрь, а за ним следует постмуссонный сезон, который длится в октябре и ноябре, когда погода снова становится жаркой. Среднемесячные температуры варьируются от 33 °C в мае до 19 °C в январе. Годовое количество осадков составляет около 1800 мм, со средним количеством осадков в 600 мм только в июле.
Городской план Мумбаи
В старой части Мумбаи, в основном, отсутствует зелень, но в более богатых районах, таких как Малабар-Хилл, можно встретить немного зелени; есть несколько открытых площадок и парков. В процессе городского расширения некоторые жилые районы Мумбаи впали в состояние серьезного упадка, а в других районах возникли скопления временных жилых строений (часто незаконных фермерских поселений), которые прибыли для увеличения населения города. Более того, огромное количество загрязнений воздуха и воды создаётся множеством фабрик Мумбаи, а также увеличивающимся объемом транспортного движения и находящихся рядом с городом нефтеперерабатывающих заводов.
![](images/gallery/blog/city-centre-mumbai-maharashtra-india.jpg.webp)
Финансовый район расположен в южной части города, в районе Форта. Дальше на юг (вокруг Колабы) и на запад вдоль побережья Back Bay и на Малабар-Хилл находятся жилые районы. На север от Форта находится главный деловой район, который постепенно переходит в коммерческо-жилой район. Большинство старых фабрик расположены в этой части города. Еще дальше на севере находятся более жилые районы, и за ними находятся новые промышленные зоны, а также некоторые районы с поселками и другие районы с перенаселенным и плохо ухаживаемым жильем.
Жилье в основном находится в частной собственности, хотя существует также некоторое количество государственного жилья, которое построено правительством через финансируемые общественными средствами корпорации или частные кооперативы с привлечением государственных средств. Мумбаи является крайне переполненным городом, и жилье является тесным для всех, кто не является состоятельным. (В связи с этим коммерческим и промышленным предприятиям все сложнее привлечь средний уровень профессионального, технического или управленческого персонала.) В попытке остановить продолжающуюся иммиграцию неквалифицированной рабочей силы, которая увеличивает число бедных и бездомных людей в городе, плановщики города стимулируют размещение предприятий в Мумбаи Харборе, особенно в Нави ("Новой") Мумбаи, и запрещают развитие и расширение промышленных объектов внутри города; однако их усилия в значительной степени терпят неудачу.
Архитектура Мумбаи
![](images/gallery/blog/rajabai-clock-tower-mumbai-university-of-india.jpg.webp)
Архитектура Мумбая сочетает в себе готический стиль в стиле Ренессанса, характерный для Соединенных Штатов и Великобритании в 18-19 веках, и современные дизайны. Многие жилые и коммерческие здания, построенные в готическом викторианском стиле на протяжении периода британского правления, до сих пор стоят. Наиболее известные из них - Чхатрапати Шиваджи Терминус (ранее Виктория Терминус), главный железнодорожный вокзал города и штаб-квартира Центральной железной дороги Индии. Старые административные и коммерческие здания соседствуют со небоскребами и многоэтажными зданиями из бетонных блоков.
Население Мумбаи
Рост Мумбая с 1940-х годов был стабильным, хотя и не феноменальным. В начале 20-го века его население составляло около 850 000 человек, к 1950 году оно увеличилось более, чем в два раза, и в следующие 50 лет увеличилось почти в 10 раз, превысив 16 миллионов. Рост населения продолжался и в 21-ом веке. Рождаемость в городе намного ниже, чем в целом по стране, из-за программ по планированию семьи. Высокий общий темп роста в основном обусловлен притоком людей в поисках работы. Из-за ограниченной физической площади города, рост населения Мумбаи сопровождается поразительным увеличением плотности населения. К началу 21-го века город достигал среднего значения около 77 000 человек на квадратную милю (29 500 на квадратный километр). Заселение особенно плотное в старой части города; богатые районы около Бэк-Бэя менее населены.
Город, действительно, космополитичен, и в нём могут быть найдены представители практически всех религий и регионов мира. Почти половина населения является индуистами. Значительные религиозные меньшинства включают мусульман, христиан, буддистов, джайнов, сикхов, зороастрийцев и евреев. В Мумбаи говорят почти на всех индийских языках и многих иностранных языках. Маратхи, государственный язык, является доминирующим языком Индии, за которым следуют гуджарати, хинди и бенгальский (бангла). Среди других языков – пушту, арабский, китайский, английский и урду.
Мумбаи - экономическая столица Индии
Мумбаи является экономическим центром, а также коммерческим и финансовым центром Индии. Его экономический состав в некотором отношении отражает уникальную мозаику процветания и достижений в области технологий Индии, с одной стороны, и бедности и недостатка развития, с другой стороны. В то время как в Мумбаи находится учреждение Индийской комиссии по атомной энергии с ядерными реакторами и сепараторами плутония, многие районы на окраинах города все еще полагаются на традиционные биогенные источники топлива и энергии (такие как коровий навоз). В городе находится компания Reliance Industries Limited, частная корпорация, занимающаяся производством и переработкой нефтехимической продукции, текстилем, розничной торговлей, телекоммуникациями и другими отраслями. Она стала первой частной индийской компанией, попавшей в список Fortune 500.
Производство и технологии в Мумбаи
![](images/gallery/blog/dhobi-ghat-laundromat-india-mumbai.jpg.webp)
Хотя производство хлопчатобумажных текстильных изделий, благодаря которому Мумбаи процветал в 19 веке, до сих пор остается важным для экономики города, оно потеряло много позиций в пользу новых отраслей, особенно с конца 20 века. Производство металлов, химической продукции, автомобилей и электроники, а также целый ряд сопутствующих отраслей теперь являются основными предприятиями города. Другие производственные деятельности, такие как переработка пищевых продуктов, производство бумаги, печати и издательское дело, также являются значительными источниками дохода и занятости.
После многих лет отставания от таких городов, как Бенгалур (Бангалор) и Хайдарабад, Мумбаи начал развивать собственный сектор информационных технологий (ИТ) в конце 20 века. Компании в области технологий были призваны переехать особенно на север и восток пригородов, привлеченные улучшением инфраструктуры и низкой арендой. Следует отметить специальную экономическую зону, созданную в северной части города в 2000 году, а также объекты для ИТ-компаний в Нави Мумбаи.
Финансовые и другие услуги в Мумбаи
Резервный банк Индии, национальный банк страны, расположен в Мумбаи. В городе также базируются несколько коммерческих банков, государственная страховая компания по жизни и различные инвестиционные финансовые институты с долгосрочными инвестициями. Все эти учреждения привлекли крупные финансовые и деловые услуги в Мумбаи.
Бомбейская фондовая биржа является ведущим рынком акций и ценных бумаг в стране. Несмотря на появление нескольких экономических центров по всей стране после получения независимости и снижение статуса биржи, она остается ведущим центром по объему финансовых и деловых операций и служит барометром экономики страны.
Транспорт в Мумбаи
Мумбаи связан с остальной частью Индии сетью дорог. Он является железнодорожной столицей Западной и Центральной железной дорог, и поезда из города перевозят грузы и пассажиров во все уголки страны.
В начале 1970-х годов, в попытке снять дорожные заторы, остров Сальсетт был связан с материком мостом через реку Тана, верховье гавани Мумбаи. С тех пор были построены еще скоростные шоссе и мосты. Из значимых добавлений к дорожной сети стоит отметить морской мост Банда-Ворли (открытый в 2009 году), который соединяет Махимскую бухту с западной частью города, и новую автомагистраль между восточной Мумбаи и Нави Мумбаи (открытую в 2014 году), которая заменила более ранний мост через реку Тана.
Авиатрафик обслуживается Международным аэропортом имени Чхатрапати Шиваджи в северной части города. Он состоит из двух терминалов - внутреннего и международного, которые находятся примерно в 5 км друг от друга по обе стороны системы взлетно-посадочных полос. В 2014 году был открыт новый международный терминал, заменивший более старое сооружение. Мумбаи является одним из двух основных авиахабов в Индии - вторым является Дели, и обслуживает большинство международных рейсов страны и значительную часть внутренних рейсов.
![](images/news/traffic-front-chhatrapati-shivaji-terminus-mumbai-india.jpg.webp)
Мумбаи является главным портом Индии на западе благодаря средствам, предоставляемым городским гаванью. Несмотря на то, что на западном побережье появились и другие крупные порты - Кандла на севере в штате Гуджарат, Мармагао на юге в штате Гоа и Кочин в южном штате Керала, Мумбаи все еще обрабатывает значительную часть морской торговли Индии. Оригинальная гавань на восточной стороне острова Бомбей была дополнена в 1989 году введением в эксплуатацию крупного комплекса в Нави Бомбей, который обрабатывает контейнерные и сыпучие жидкие грузы.
Представленные пригородные электрические поезда являются основным общественным транспортом, который ежедневно перевозит сотни тысяч пассажиров по метрополитену. Кроме того, имеется несколько тысяч такси и авторикш, работающих на газу, которые можно узнать по своему знаковому черно-желтому окрасу кузова. Кроме того, муниципальный автобусный парк обслуживает внутренний город и некоторые районы Нави Мумбаи и Тане. Эти услуги дополняются системой скоростного поезда, первая линия которой была открыта в 2014 году. Первый участок монорельсовой линии в городе также начал работу в 2014 году.
Правительство Мумбаи
Как столица штата Махараштра, город является неотъемлемым политическим подразделением правительства штата, штаб-квартиры которого называются Мантралайя. Штат администрирует полицию Мумбаи и имеет административный контроль над некоторыми городскими отделами. Центральное правительство Индии контролирует коммуникационную и транспортную инфраструктуру, включая почтовую службу, железные дороги, порт и аэропорт. Мумбаи является штаб-квартирой западного флота Индии и базы для индийского флагмана INS Мумбаи.
Правительство города вполне автономно и находится в ведении Городской муниципальной корпорации Большого Мумбаи (MCGM). Его законодательный орган избирается по принципу всемирного избирательного права каждые четыре года и функционирует через свои различные постоянные комитеты.
Главным исполнительным руководителем, который назначается правительством штата каждые три года, является городской комиссар. Мэр ежегодно избирается Московской муниципальной корпорацией; мэр председательствует на собраниях корпорации и наслаждается самым высоким почетом в городе, но не обладает реальной административной властью.
Городские службы Мумбаи
Городское правительство осуществляет разнообразные функции, включая предоставление или поддержание медицинских услуг, образования, водоснабжения, пожарной службы, утилизации отходов, рынков, садов и инженерных проектов, таких как развитие водоотведения, улучшение дорог и уличного освещения. Московская муниципальная корпорация управляет транспортной системой внутри города и предоставляет электроэнергию как общественные службы. Получив электрическую энергию из сети, поставляемой общественными и частными компаниями, Московская муниципальная корпорация обеспечивает ее распределение по всему городу. Водоснабжение, также поддерживаемое муниципалитетом, в основном осуществляется из озера Тансы в прилегающем округе Тане в Махараштре, а также из реки Вайтарна и озер Тулси и Вехар в Мумбаи.
Здравоохранение в Мумбаи
В Мумбаи более 100 больниц, включая те, которые управляются федеральными, штатовскими или городскими властями, а также ряд специализированных учреждений, которые лечат туберкулез, рак и сердечно-сосудистые заболевания. Кроме того, в Мумбаи есть несколько известных частных больниц. Также в Мумбаи расположен Институт Хаффкина, ведущий бактериологический научно-исследовательский центр, специализирующийся на тропических болезнях.
Образование в Мумбаи
Грамотность в Мумбае значительно выше, чем в целом по стране. Начальное образование бесплатно и обязательно; это относится к ответственности МССИ. Среднее образование предоставляется в основном государственными школами, которые находятся под надзором правительства штата, а также рядом частных школ, в которые могут себе позволить записать детей их семьи. Также имеются государственные и частные политехнические институты, а также учреждения, предлагающие студентам различные программы бакалавриата и дипломы по механической, электрической и химической инженерии. Индийский технологический институт, управляемый центральным правительством, находится в городе. Университет Мумбаи, основанный в 1857 году, имеет более 100 филиалов и более двадцати учебных отделов. Несколько колледжей в штате Гоа имеют аффилиацию с университетом.
Культурная жизнь в Мумбаи
Культурная жизнь Мумбаи отражает его этнически разнообразное население. В городе есть несколько музеев, библиотек, литературных организаций, художественных галерей, театров и других культурных учреждений. Чатрапати Шиваджи Махарадж Васту Санграхалая (ранее Музей Принца Уэльского Западной Индии) располагается в здании, объединяющем хиндуистский и мусульманский стиль архитектуры, и состоит из трех основных разделов: искусство, археология и естественная история. Рядом находится Джехангирская художественная галерея, первая постоянная в Мумбае художественная галерея и центр культурных и образовательных мероприятий. В городе ежегодно проводятся концерты западной и индийской музыки, фестивали и танцевальные постановки в множестве культурных и развлекательных объектов. Мумбаи также является центром огромной индийской кинопромышленности, известной как Болливуд, имя образовано от сочетания Бомбея (бывшего названия города) и Голливуда.
Форт - место расположения двух самых известных достопримечательностей Мумбаи. Первая из них - железнодорожный вокзал Чхатрапати Шиваджи, открытый в конце 1880-х годов после десятки лет строительства. Его проектировал английский архитектурный инженер Ф.В. Стивенс, и он был построен в стиле викторианского готического возрождения, напоминающего традиционный индийский дворец. Вокзал был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. Второе сооружение - Ворота Индии - было открыто в 1924 году и построено в честь визита короля Джорджа V и королевы Мэри в город. Они имеют вид больших арок с центральным куполом, поддерживаемым четырьмя тщательно украшенными башнями. Оба здания являются популярными достопримечательностями для местных и иностранных туристов.
Национальный парк Кришнагири в северной части Мумбаи является приятным курортом, расположенным недалеко от Канхери-кавы. В пещерах, которых более 100, находился древний буддийский университет, где сохранились гигантские буддийские скульптуры, датирующиеся с 2-го по 9-й век до нашей эры. В городе также есть несколько общественных садов, включая Сад Джиджамата, где находится зоопарк Мумбаи; Сад Баптиста, расположенный на водохранилище в центре города; и Сады Пероцеша Мехты (популярно известные как "Висячие сады") и Сад Камалы Неру, оба на Малабарском холме. Пещерные храмы на острове Элефанта были включены в список Всемирного наследия в 1987 году.
В Мумбаи спорт пользуется широкой популярностью. Крикет, который популярен по всей Индии, играют на стадионах Ванхеде и Браборн, последний из которых является штаб-квартирой и основным полем Cricket Club of India. Футбол (сокер) также пользуется большой популярностью в Мумбаи, и матчи проводятся на футбольном поле Купераж в районе Форт. Атлетические и велогонки привлекают много любителей. Пляжи Джуху и Чопатти популярны для купания и плавания.
Мумбаи - важный центр индийской печатной промышленности и здесь действует активная пресса. Ежедневные газеты печатаются на английском, маратхи, хинди, гуджарати, урду и других языках. В городе также издаются несколько месячников, двухнедельников и еженедельников. Региональное отделение All-India Radio находится в Мумбаи. Телевизионное вещание для города началось в 1972 году.
История Мумбаи
Коли, аборигены и рыбаки, были самыми древними известными жителями нынешнего Мумбаи, хотя находки палеолитического каменного орудия в Кандивли, в Большом Мумбаи, свидетельствуют о том, что эта территория была заселена людьми сотни тысяч лет назад. В 1000 г. до н.э. город был центром морской торговли с Персией и Египтом. В 3 веке до н.э. он был частью империи Ашоки, а в 2 веке н.э. его называли Гептанезия, по имени Птолемея, древнего египетского астронома и географа греческого происхождения.
В 6-8 веках город правили чалукьи, оставившие свой след на острове Элефанта (Гарапури). Храм Ваклесвар в Малабар Поинте, вероятно, был построен во время правления шилагаров с Конканского побережья (9-13 века). Под предводительствои Ядавов был онован город Девагири (позже Даулатабад; 1187-1318), династией Халиджи Хиндустана в 1294 году было основано поселение Махикавати (Махим) на острове Бомбей в ответ на набеги с севера. Потомки Ядавов проживают в современном Мумбаи, и большинство местных названий на острове происходят из того времени.
В 1348 году остров был завоеван вторгшимися мусульманскими силами и стал частью королевства Гуджарат. Попытка португальцев захватить Махим провалилась в 1507 году, но в 1534 году султан Бахадур Шах, правитель Гуджарата, передал остров португальцам. В 1661 году он перешел под контроль Британии в рамках брачного соглашения между королем Чарльзом II и Катериной Браганза, сестрой короля Португалии. Корона передала его Восточно-Индийской компании в 1668 году.
![](images/gallery/blog/port-bombay-engraving.jpg.webp)
Сначала, в сравнении с Калькуттой и Мадрасом (ныне Ченнай), Бомбей, как ее называли британцы, не был большим преимуществом для компании, а лишь помогал ей сохранить опору на западном побережье. На суше мугалы на севере, маратхи (под руководством почитаемого лидера Чхатрапати Шиваджи) в районе вокруг и восточнее Бомбея, и территориальные князья в Гуджарате на северо-западе были более могущественными. Даже британская военная мощь не могла состязаться с мугалами, маратхи, португальцами и голландцами, у которых были интересы в регионе. Однако к концу XIX века внешние события способствовали росту города. Распад могольской власти в Дели, могольско-маратхийские стычки и нестабильность в Гуджарате вынудили ремесленников и купцов искать убежища на островах, и Бомбей начал расти. С упадком маратхийской власти была установлена торговля и связь с сушей, существующие связи с Европой были расширены, и Бомбей начал процветать.
В 1857 году был основан первый прядильно-ткацкий завод, и к 1860 году город стал крупнейшим рынком хлопка в Индии. Гражданская война в США (1861-1865) и последующее прекращение поставок хлопка в Британию вызвали взрывной рост торговли в Бомбее. Однако с окончанием Гражданской войны цены на хлопок упали, и пузырь лопнул. Но к тому времени внутренний регион был открыт, и Бомбей стал сильным центром импортной торговли.
Открытие в 1869 году Суэцкого канала, которое значительно способствовало торговле с Британией и континентальной Европой, также способствовало процветанию Бомбея. Однако, с увеличением роста населения, создавались нездоровые условия жизни, что привело в итоге к запустению. Например, в 1896 году вспыхнула чума. В ответ на эти проблемы был создан Городской траст по улучшению условий жизни, чтобы открыть новые места для освоения и построить жилье для ремесленников. В 1918 году была предложена амбициозная схема строительства морской дамбы в Бэк Бее, чтобы вернуть территорию в размере 1300 акров (525 гектаров) земли, но она была завершена только после окончания Второй мировой войны (1939-1945) с завершением дороги Нетаджи Субхаса Чандры Бозе (Марин Драйв) от Нариман Поинта до Малабар Поинта - первой такого рода двухполосной автострады в Индии. В послевоенные годы началось развитие жилых кварталов в пригородных районах, а управление Бомбеем через муниципальную корпорацию было распространено на пригороды Большого Бомбея.
Под властью Британии город служил столицей президентства Бомбей (административной провинции), и в конце 19-го и начале 20-го века он был центром националистической и региональной политической активности Южной Азии. В 1885 году в городе состоялась первая сессия Индийского национального конгресса (Партия Конгресса; фокус как про-индийских, так и анти-британских настроений до независимости), где впоследствии, на его сессии в 1942 году, Партия Конгресса приняла резолюцию "Покинуть Индию", требующую полной независимости для Индии. Хотя эта инициатива была подавлена Британией, Индия все же достигла независимости в 1947 году.
С 1956 по 1960 год Бомбей был ареной интенсивных протестов Маратхов против двухязычного состава (маратхи-гуджарати) Государства Бомбей (столицей которого оставался Бомбей), наследия британского империализма. Эти протесты привели к разделению штата на современные штаты Гуджарат и Махараштра в 1960 году, и тогда Бомбей стал столицей Махараштры.
Разрушение мечети Бабри Масджид ("Мечеть Бабура") в Айодхье в декабре 1992 года вызвало религиозные беспорядки в Бомбее и по всей Индии, продолжавшиеся до начала 1993 года и приведшие к гибели сотен людей. Через несколько лет город сменил свое имя на Мумбаи, маратхское название города. В начале XXI века Мумбаи столкнулся с несколькими террористическими атаками. Самыми примечательными из них были взрыв поезда в июле 2006 года и одновременное нападение на несколько объектов в городе в конце ноября 2008 года; в каждом из этих двух случаев погибло почти 200 человек.
Мумбаи продолжал расти и процветать в XXI веке, в значительной степени благодаря прогрессу в секторе технологий. К середине века население Большого Мумбаи приближалось к 20 миллионам. Городская инфраструктура значительно улучшилась благодаря строительству новых шоссе и мостов, расширению портовых сооружений и введению в эксплуатацию новых систем общественного транспорта. Однако проблемы перенаселения, пробок, экологического загрязнения и широко распространенной нищеты остаются серьезными проблемами в городе.
Что посмотреть в Мумбаи
Мумбаи — город, где расположен самый оживленный порт Индии, большой международный аэропорт и крупнейшая фондовая биржа Индии, которая считается также третьей по величине в мире. В городе также находится популярная во всем мире индийская организация киноиндустрии «Болливуд», что привлекает в Мумбаи огромное количество молодежи со стремлением реализовать себя в индийском шоу-бизнесе. Ведь Болливуд предоставляет все возможности воплотить свои мечты!
Несмотря на весь блеск центральных районов, Мумбаи также вмещает в себя район Дхарави, наиболее крупную трущобу в Азии. Наряду с этим, город может похвастаться богатейшими в Индии промышленными компаниями. Здесь проживают знаменитости и шоумены, которые создали себе имя не только в Индии — это люди, известные во всем мире.
В атмосфере этого города всегда есть нотки безумия. Легендарные достопримечательности здесь радуют необычным сочетанием традиционного и современного. Например, с одной стороны в Мумбаи есть древний парк Шиваджи, с другой — шумные стадионы, такие как Brabourn Wankhede, с третьей — порт морского сообщения Bandra Worli, который представляет собой современное инженерное достижение.
Благодаря большому количеству представителей самых разных религий, каст и национальностей, гармонично живущих бок о бок, каждый день в Мумбаи — это праздник ярких цветов, света и звуков. Кажется, что может потребоваться целая жизнь, чтобы обойти все рестораны в этом крупнейшем индийском городе.
Мумбаи является одним из наилучших мест для ночной жизни, здесь есть целый ряд заведений на выбор, которые начинают работать с позднего вечера и не закрываются до самого утра. Город прямо-таки оживает ночью, предлагая жителям и гостям множество удовольствий в ресторанах, отелях, разнообразных барах, многочисленных клубах и пабах. На темных центральных прохожих развлекают жонглеры, пожиратели огня, художники. Есть здесь и круглосуточные салоны красоты, где в любое время дня и даже ночи можно сделать пирсинг или татуировки, и заклинатели змей, и гадалки.
Ну а если вы, напротив, хотели убежать от толпы, возможно, уединиться с кем-то особенным, то Мумбаи может предложить вам интересные экскурсии, красивые пейзажи. Например, можно на катере выйти в Аравийское море, провести на борту всю ночь, любуясь шикарным видом на Ворота Индии и Мумбаи в целом.
Заметим еще, что Мумбаи представляет собой пример традиционного индийского города, где жители с удовольствием отмечают разнообразные праздники в течение всего года. Попробуйте попасть сюда в разгар одного из них — и не пожалеете! Например, в феврале и марте (месяце Phalgun) здесь празднуют Холи, невероятно красочный фестиваль, посвященный весне. Ну а Ракша Бандан, день связи между братьями и сестрами, отмечается каждый год в Мумбаи во время полнолуния в месяце Shravan (июль/август).
Большое значение для местных жителей имеет Новый год Фарси, веселый праздник семейного благополучия и счастья. Традиционно в этот день отмечающие размещают на своих столах ряд определенных сакральных предметов, включая священную книгу, изображение Заратустры, зеркало, благовония, фрукты, цветы, свечи, сахар, хлеб и монетки. Проводятся интересные ритуалы, к участию во многих из них допускаются и туристы.
Искусство
Район Кала Гхода в Южном Мумбаи – это уголок эклектического искусства города. Начните художественный маршрут с самого большого в городе музея, Чхатрапати Шиваджи Махараджа Васту Санграхалая, чтобы изучить индо-сарацинскую архитектуру. Затем идите через дорогу к национальной галерее современного искусства и художественной галерее Джахангир, чтобы увидеть выставки. Кала Года также может похвастаться множеством небольших художественных учреждений, таких как Moksh Art Gallery и институтом современного индийского искусства.
Наследие
Архитектура и дизайн колониальной эпохи приветствуют посетителей в Южном Мумбаи. Начните тур с посещения Ворот Индии, самого знакового памятника Мумбаи. Сразу за углом находится величественный отель Тадж-Махал Палас, одна из известных достопримечательностей. После этого посетите вокзал Чхатрапати Шиваджи, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, чтобы изучить архитектуру викторианской готической эпохи возрождения. Затем отправляйтесь на приморскую набережную Марин-Драйв и езжайте вдоль пляжа Чаупатти до популярной мечети на островке Хаджи Али.
Прачечная Дроби Гхат
Махалакшми Дхоби Гхат – 140-летняя прачечная. Здесь сотни рабочих ежедневно стирают тысячи вещей в 1026 желобах под открытым небом. Чтобы запечатлеть лучшие кадры, пройдите к мосту через железнодорожные пути рядом с железнодорожной станцией Махалакшми. Попробуйте южно-индийские деликатесы Доса в соседнем южно-индийском ресторане Dakshinayan.
Особенности Мумбаи
Мумбаи представляет собой прекрасную смесь культур – португальских, еврейских, британских, моголов – через индо-сарацинскую архитектуру, красочные фестивали, очаровательные синагоги и изысканные формы искусства.
Передвижение
Пресловутые пробки в Мумбаи могут стать немного подавляющими, особенно во время муссонов. Попробуйте знаменитый пригородный поезд или метро, чтобы добраться до разных частей огромного города. Такси и автобусы также доступны.
Клуб гурманов
От модных лаунджей на крыше до японских изакая, высококлассных индийских фьюжн-ресторанов и знаменитых международных закусочных – в Мумбаи есть место для любого настроения.
Морепродукты
Ресторан Ministry of Crab предлагает лучшие морепродукты в городе. Меню включает в себя классические блюда, такие как салат из крабов и авокадо, карри с креветками в глиняном горшочке и краб с чесноком и чили (от 70 долл. США на двоих).
Итальянская мечта
Vetro и Enoteca, расположенный в районе Marine Drive, на улице Oberoi, это место, где итальянские гурманы и ценители вина встречаются для изысканных блюд. Настоятельно рекомендуется пицца “тартуфо”, паппарделле из баранины и ньокки с бурратами.
Индийская кухня
Основанный более 50 лет назад, Swati Snacks – это популярный ресторан, предлагающий блюда индийской региональной кухни и уличные блюда Мумбаи в прекрасной обстановке. Попробуйте знаменитые панки чатни, сев пури и дал дхокли в любом из двух мест города.
Удостоенный наград, ITC Dum Pukht несёт в себе очарование старого света и предлагает восхитительную кухню Авадхи – бывших членов королевской семьи Лакхнау, в штате Уттар-Прадеш. Фирменные блюда – бирьяни, какори-кебаб и шаинэ-хари – готовятся в течение нескольких часов – для достижения подлинного вкуса и аромата.
Вкусы Японии
Wasabi by Morimoto в Тадж-Махал Палас предлагает лучшие блюда Японии – карпаччо из белой рыбы, мисо из черной трески и крем-брюле с васаби.
Сувениры
Крошечные магазины в Козуэй Колаба в центре Южного Мумбая продают все – от серебряных украшений до шалей и дешевых сувениров. Приобретите серьги-гвоздики или колхапурские чаппалы в киоске возле кафе Леопольд. Бомбейский магазин на Linking Road в Бандре – лучшее место для покупки артефактов и аксессуаров.
Мода
Торговый центр Palladium в Нижнем Пареле демонстрирует богатый мир моды в Мумбаи. От международных брендов класса люкс, таких как Jimmy Choo и Gucci, до индийских бутиков, таких как Anita Dongre, Amrapali Jewels и Masaba – всё это можно найти под одной крышей.
Тадж Махал Палас
Этот отель-дворец расположен в самом сердце Мумбаи, с видом на Ворота Индии и Аравийское море. Каждый из 543 номеров сочетает в себе очарование ушедшей эпохи с современными удобствами. Отель принимал королей, президентов и других знаменитостей. Его обеденные зоны предлагают широкий выбор блюд, включая средиземноморские и японские.
Святой Регис
Благодаря центральному расположению St. Regis является одним из самых популярных отелей в Мумбаи, предлагая вид на горизонт города и Аравийское море из каждого из своих 395 номеров и люксов. Самый высокий азиатский ресторан в Индии, By Mekong, предлагает китайские, тайские и вьетнамские блюда – для восхитительного эпикурейского опыта.
Гранд Хайятт
Grand Hyatt Mumbai
Расположенный на 12 акрах зеленых садов, отель предлагает 110 обслуживаемых апартаментов, помимо 547 хорошо оборудованных номеров и люксов. В многоплановом комплексе для жизни также есть велнес-услуги, два открытых бассейна и круглосуточный консьерж-сервис. Воскресный бранч, также известный как «Гранд бранч», пользуется популярностью среди посетителей на каблуках и предлагает фирменные блюда из всех ресторанов.
Парк Нави
Этот роскошный бутик-отель с 80 номерами расположен в окружении пышной зелени. Отель находится в 45 мин. езды от аэропорта, на окраине города, в тихом уединении с оживленными улицами. По всей территории отеля расставлены художественные инсталляции, вдохновленные местной тематикой. В торговом центре отеля также работают различные магазины.